Как-то раз в библиотеке произошел скоротечный спор. Скоротечный потому, что, во-первых, я спешил (наведался туда в обеденный перерыв), а во-вторых, вроде бы тема спора не предполагала доказательств «за» или «против» выдвинутого оппонентом тезиса.
А дело было так: я сказал библиотекарше, что мне всегда более нравился Лермонтов, чем Пушкин. Она пожала плечами, но тут заговорил пожилой мужчина, который был занят тем, что рассматривал новую экспозицию. Он сказал: «Как можно даже сравнивать Лермонтова с великим Пушкиным!» Я же возразил: «Почему вы так говорите? Ведь Михаил Юрьевич значит для русской словесности не меньше, нежели Александр Сергеевич». «С чего вы так решили?» - рассматривающий экспозицию человек изобразил на лице искреннее недоумение. «Ну, как же – ведь они оба классики». «Классик – классику рознь, - категорически заявил мой оппонент, - Любой образованный человек скажет, что на самой верхней ступеньке русской классической литературы стоят лишь Пушкин и Лев Толстой. А Лермонтов – лишь на третьей ступени».
Это было полной неожиданностью для меня. «А кто же тогда на второй ступени?» - спросил я потому, что ничего путного в голову тогда не пришло. «А на второй ступени стоят такие писатели, как Тургенев, Достоевский, Гончаров и Чехов» - «Послушайте, откуда вообще взялась такая классификация? По каким критериям вы оцениваете классиков?» - «Критерии известны – по их вкладу в русскую литературу» - «Да, но как оценить этот вклад? По количеству произведений? По тиражам изданных книг? По степени распространенности в других странах и по количеству переводов на другие языки?» - «И по тому, и по другому, и по третьему!»
Я пожал плечами. Взглянул на часы – обеденный перерыв заканчивался. Я взял выбранные мною книги и, попрощавшись с библиотекаршей, повернулся к оппоненту. «До свидания, - сказал я ему, - Я подумаю на досуге над тем, о чем вы сейчас говорили, и может быть, мы еще встретимся и продолжим наш спор. А пока у меня нет аргументов против вашего тезиса, но я никак не могу согласиться с вашей системой классификации, с тем, что возможно к писателям, к творческим личностям применить табель о рангах».
С тех пор прошло два года и, хотя я иногда возвращаюсь мысленно к тому спору, но так и не придумал веского аргумента против утверждения моего оппонента . Кроме того, что я всей душой против того, чтобы писателей и поэтов втискивать в какую-либо систему. Правда, тот мужчина мне еще не встречался в библиотеке. И вот я обращаюсь к читателям и оценивающим «Декамерона» с предложением обсудить этот вопрос и высказать свои соображения.
P.S. Специально для Доннерветтер: "Nicht ferstee!"
Спор любопытный, но бесплодный. Нельзя Лермонтова сравнивать с Толстым, а Амосова с Филатовым, равно как и Ломоносова с Менделеевым. "Категорический оппонент", мягко говоря, был некомпетентен и свое мнение выдал за истину в последней инстанции. Он забыл о Ломоносове, Тредиаковском, Сумарокове, Крылове, Фонвизине, чей вклад в литературу сделал возможным появление Пушкина и прочих выдающихся русских литераторов. Короче говоря, тема спора не стоит выеденного яйца.
У всех свои симпатии и предпочтения. Моя подруга утверждает, что Лера Кудрявцева прекрасная актриса (( Как можно спорить с ней? Это бесполезно. Многим нравится Высоцкий, а кто-то его слышать и читать не может. Я не люблю фортепианную музыку, а органную и скрипичную люблю. Так же и Вашем споре. И каждый будет доказывать, что его мнение верное. Может, рефлексией нам всем пора увлечься? )) kokoca
11 февраля 2011, 07:48 DOHOWETER
Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара. - М. Лермонтов
11 февраля 2011, 08:15 DOHOWETER
Художнику следует заботиться не о том, чтобы творение его было признано, а о том, чтобы оно достойно было признания. - М. Эшенбах
Дух умеренности и известного рода мудрость в поведении оставляют людей в неизвестности; чтобы быть известным и заслужить удивление, нужны великие добродетели или, пожалуй, великие пороки. - Ж. Лабрюйер
Слава великих людей всегда должна измеряться способами, какими она была достигнута. - Ф. Ларошфуко
Идеал - в тебе самом. Препятствия к достижению его - в тебе же. Твое положение - есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал. - Т. Карлейль
Успех произведения зависит не только от того, кто его написал, но и, в неменьшей степени, от врожденного чутья того, кто его прочитал. - Р Стивенсон
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. - Т. Рузвельт